Эх, нелегка доля непальского пчеловода!
Сбор меда диких пчел является частью древней культуры многих народов. Если верить наскальной живописи, то дикий мед собирали за 13 тыс лет до н.э. В Непале такое опасное занятие, как сбор меда диких пчел существует уже тысячи лет и является жизненно важной частью культуры местных жителей. Непал является домом для Лабориозы — самой крупной медоносной пчелы. Название Apis laboriosa (известная еще как гималайская медоносная пчела), переводится с латыни как «пчела трудолюбивая». По размерам они вдвое крупнее европейских. Встречаются эти пчелы на высотах 1200 — 4000 метров над уровнем моря, от Непала до китайской провинции Юньнань. Эти пчелы строят свои гнезда на скалах. Это значит, что до их сот не сможет добраться ни один естественный хищник.
Охотники за медом используют веревочные лестницы и корзины. Они, словно пауки по тонким нитям, карабкаются вверх и вниз по скалам. Малейший просчет может стоить им жизни. Сбор меда происходит обычно 2 раза в год. Охотники собираются группами и направляются в Гималаи. Такие вылазки в горы за медом чреваты болезненными укусами и травмами. Охотник за медом спускается со скалы к пчелиному гнезду по веревочной лестнице и вырезает куски меда из сот. Перед этим он подсовывает под гнездо факел из зажженных веток, отпугивая пчел огнем и дымом. Этот факел охотнику спускают напарники на веревке.
Дикие пчелы иногда собирают нектар с ядовитых растений, и мед тоже может оказаться ядовитым. Поэтому охотники никогда не пробуют его на язык, а позже наливают в ладонь. Если начинает щипать кожу, то значит мед ядовит. Опытные охотники всегда носят с собой противоядие. В Непале профессия сборщика дикого меда передается по мужской линии из поколения в поколение. Но сейчас желающих «поохотиться» на скалах становится все меньше. Главная причина — резкое уменьшение числа пчелиных гнезд. Если в прошлом опытный сборщик мог добывать за год до 1 200 гнезд, то теперь их удается найти чуть более сотни.
